Размер шрифта
Интервал
Изображения
 
По прошествии пяти месяцев с начала 2011 года депутаты Бишкекского городского кенеша наконец рассмотрят бюджет столицы. Процесс утверждения документа, по которому должен жить и развиваться миллионный город, затянулся из-за длительного рассмотрения бюджета республики.
Планируется, что в 2011-м Бишкек заработает 5 миллиардов 217 миллионов 524 тысячи сомов, из которых 52 процента направят на социальную сферу. Насколько реально исполнение бюджета, ИА «24.kg» рассказал председатель БГК Марат Аманкулов.
- Бюджет 2010 года «весил» немного больше нынешнего - 5,5 миллиарда сомов. При этом фактический доход к концу года не превысил 4,4 миллиарда. Ситуация повторится?
- Действительно, недобор запланированных доходов составил около 1,1 миллиарда сомов. Это вызвано рядом причин. Изначально задали слишком высокий темп роста по нескольким налоговым и неналоговым платежам. На доходах не преминули сказаться и изменения в Налоговом кодексе КР: упразднена оплата госпошлины при оформлении договора купли-продажи, из-за чего город потерял около 140 миллионов сомов. Хозяйствующим субъектам предписали оплачивать налоги не по месту регистрации, а по месту деятельности. Занижен и коэффициент по земельному налогу. Кроме того, усугубили ситуацию апрельские события и последующие за ними закрытие границ и снижение деловой активности горожан.
Традиционно городской бюджет составляется Министерством финансов КР, в 2011 году по проекту его размер равняется 5,2 миллиарда сомов. В этих пределах столичный муниципалитет распределяет средства, а горкенеш их принимает или нет.
Образно бюджет можно сравнить с одеялом, которым должен укрыться весь город. Закроешь один участок, потянешь, тут же оголяется другой. Нужно правильно расставить приоритеты, поэтому в этом году мы организовали масштабные слушания по бюджету. Сначала проект рассмотрели депутаты БГК, затем прошло обсуждение во всех четырех районах, далее - непосредственно в городе. К сожалению, активность населения была слабой.
По проекту бюджета 2011 года его рост достаточно высокий - 30 процентов. Однако налоговые службы публично заявили, что план выполнят. По результатам первого квартала они подтвердили обещанный рост в 0,5 процента. Мы же будем ежемесячно контролировать налоговые поступления.
Если взять взаимоотношения городского и республиканского бюджетов, то они в 2011 году изменений не претерпели. Шагов нам навстречу нет. Но мы понимаем, что тот же республиканский бюджет принят с дефицитом в 20 миллиардов сомов. Это не может не сказаться на нас. Если в 2010-м в сложные моменты мы могли взять деньги в долг, то в 2011-м на это рассчитывать не приходится.
- Как соотносятся в 2011 году доходы и расходы столицы?
- Бюджет сбалансирован, как в любой семье: сколько заработаешь, столько и сможешь потратить. Никаких дополнительных налогов не предвидится. Собственно говоря, у нас нет прерогативы: вводить дополнительные налоги или увеличивать ставки прежних. Все останется как есть. Мы со своей стороны сделаем все, чтобы напряженная финансовая ситуация не стала инструментом в руках фискалов и дыры в республиканском бюджете не легли бременем на плечи добросовестных налогоплательщиков. Мы будем стремиться расширить налогооблагаемую базу. Не секрет, что у нас много павильонов, развлекательных заведений, которые не платят налоги. Наша задача - открыть эти резервы.
С мэрией города Бишкека предстоит договориться в области взаимоотношений республиканского и городского бюджетов. Расщепление налогов остается прежним, а темпы роста задаются большие. В городской казне стопроцентно остаются всего несколько налогов - на имущество и земельный. Пополам, к примеру, делятся налог с продаж и обязательное патентирование.
Учитывая, что бюджет 2011 года социально ориентированный, нам пришлось несколько урезать расходы на капитальные вложения - строительство дорог, социальных объектов и прочее. В 2010-м на эти цели выделили 366 миллионов сомов, в 2011-м - 228 миллионов.
- По проекту бюджета 2011 года налоговые доходы столицы составляют 4 миллиарда 495 миллионов 624 тысячи сомов. Каковы прогнозы по общим сборам?
- Как известно, столице остается лишь 23-25 процентов собранных средств. В 2011-м планируется «заработать» всего около 21,3 миллиарда сомов.
- Городские власти нередко обращаются к республиканским с просьбой выделить средства на капитальные вложения. Получается, столица клянчит заработанное ей же...
- Бюджет городу спускает Минфин. Процент расщепления налогов закреплен законодательно. В 2009 году по нескольким налогам мы добились того, что соотношение городской и республиканской долей, ранее составлявшее 35:65, сравнялось. Мы продолжим переговоры по данному вопросу. Но бюджет республики, принятый в 2011-м с дефицитом, пока не дает надежды на увеличение ставок в пользу города.

К тому же почти весь бизнес сосредоточен в столице. Бишкек - бюджетообразующий город. Если основную сумму мы будем оставлять у себя, будет развиваться только столица, а периферия - нет. К примеру, бюджет Оша не превышает 1 миллиарда сомов. Я не говорю про Баткен или Нарын. Это дотационные города. Вот столице и приходится идти на уступки.